РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 107515 (13) U1
(51)  МПК

B64D43/00   (2006.01)

(12) ПАТЕНТ НА ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ
Статус: по данным на 07.10.2013 - может прекратить свое действие
Пошлина: учтена за 2 год с 09.02.2012 по 08.02.2013

(21), (22) Заявка: 2011104171/11, 08.02.2011

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
08.02.2011

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 08.02.2011

(45) Опубликовано: 20.08.2011

Адрес для переписки:
125993, Москва, Кронштадтский б-р, 20, проректору по научной работе и развитию сети филиалов Е.Е. Нечаеву

(72) Автор(ы):
Горбунов Андрей Леонидович (RU),
Елисеев Борис Петрович (RU),
Нечаев Евгений Евгеньевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Федеральное агентство воздушного транспорта Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) (RU)

(54) СИСТЕМА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПИЛОТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПРИ ПОСАДКЕ

(57) Реферат:

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно: к бортовому оборудованию воздушных судов. Система включает наголовный модуль, систему позиционирования, содержащую средство определения трех линейных и трех угловых координат положения воздушного судна в пространстве, компьютер и модуль памяти с координатами посадочных глиссад. Технический результат - повышение эффективности пространственной ориентации пилотов. Технический результат достигается тем, что наголовный модуль представляет собой очки смешанной реальности с призмами для вывода на прозрачные стекла очков стереопар виртуальных объектов - маркеров посадочной глиссады, система позиционирования связана с компьютером, генерирующим стереопары виртуальных объектов - маркеров посадочной глиссады для очков смешанной реальности. Фиг.1.

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно: к бортовому оборудованию воздушных судов.

Известны системы пространственной ориентации пилотов воздушных судов при посадке, содержащие средство навигации для формирования данных вертикального местоположения и данных бокового местоположения, представляющих местоположение самолета, средство вырабатывания символов, связанное со средством навигации и предназначенное для формирования сигналов символов из сигналов данных вертикального и бокового местоположений, и средство электронного дисплея, связанное со средством вырабатывания символов, предназначенное для отображения сигналов символов оператору и включающее экран дисплея, на котором отображаются символы, представляющие сигналы символов (US 4454496, RU 2173660). С использованием навигационных данных такие системы позволяют рассчитать, а затем отобразить на экране дисплея осевую линию курса следования. Символ осевой линии предназначен для имитирования появления посадочной глиссады. На дисплее лобового стекла показаны линия горизонта, осевая линия, символическое изображение самолета и дополнительно указатели бокового отклонения (RU 2173660). Символическое изображение самолета представляет собой стандартный символ местоположения самолета и остается по существу в неподвижном положении на экране дисплея.

Недостатками известных систем является отсутствие 3D- и стереопредставления маркеров посадочной глиссады, что снижает эффективность пространственной ориентации пилотов, необходимость специального обучения пилотов и установки громоздкого оборудования в пилотской кабине, а также зависимость навигационного оборудования от бортовой сети питания.

Известна также система пространственной ориентации пилотов воздушных судов при посадке, включающая модифицированный штатный бортовой радиолокатор (метеонавигационный, прицельный или землеобзорный) и один или несколько рядов радиолокационных точечных отражателей, установленных в зоне взлетно-посадочной полосы в соответствии с псевдослучайным законом по дальности. Полученная информация может контролироваться пилотом путем сравнения полученного на ее основании виртуального изображения взлетно-посадочной полосы с реальным радиолокационным изображением взлетно-посадочной полосы на мониторе в координатах «азимут - дальность» и может быть использована для управления воздушным судном при помощи автопилота или вручную (RU 2348944).

Недостатками указанной известной системы также является отсутствие 3D- и стереопредставления маркеров посадочной глиссады, что снижает эффективность пространственной ориентации пилотов, необходимость специального обучения пилотов и установки громоздкого оборудования в пилотской кабине и зависимость навигационного оборудования от бортовой сети питания.

Наиболее близкой к предлагаемой полезной модели по технической сущности и достигаемому техническому результату является известная система пространственной ориентации пилотов воздушных судов при посадке, включающая наголовный модуль, систему позиционирования, содержащую средство определения трех линейных и трех угловых координат положения воздушного судна в пространстве, связанный с ней компьютер и модуль памяти с координатами посадочных глиссад (http://www.membrana.ru/articles/technic/2010/04/27/130400.html). Наголовный модуль выполнен в виде шлема, на щиток которого проецируются трехмерные изображения маркеров в виде серии виртуальных объектов - рамок, трассирующих траекторию полета. Известная система не обеспечивает стереоскопичности виртуальных объектов, что снижает эффективность пространственной ориентации.

Технической задачей создания предлагаемой полезной модели является разработка системы пространственной ориентации пилотов воздушных судов при посадке, лишенной указанного недостатка.

Технический результат предлагаемой полезной модели состоит в повышении эффективности пространственной ориентации пилотов.

Указанный технический результат достигается тем, что в системе пространственной ориентации пилотов воздушных судов при посадке, включающей наголовный модуль, систему позиционирования, содержащую средство определения трех линейных и трех угловых координат положения воздушного судна в пространстве, связанный с ней компьютер и модуль памяти с координатами посадочных глиссад, наголовный модуль представляет собой очки смешанной реальности с призмами для вывода на прозрачные стекла очков стереопар виртуальных объектов - маркеров посадочной глиссады, система позиционирования связана с компьютером, генерирующим стереопары виртуальных объектов - маркеров посадочной глиссады для очков смешанной реальности.

Осуществление предлагаемой полезной модели состоит в следующем.

В компьютер поступают данные о положении воздушного судна в пространстве из системы позиционирования и данные о пространственных координатах посадочной глиссады из модуля памяти. Компьютер генерирует стереопары виртуальных объектов - маркеров посадочной глиссады, которые выводятся на прозрачные стекла очков.

Для осуществления полезной модели может быть использован автономный компьютер. Очки смешанной реальности представляют собой прозрачные стекла, на которые с помощью призм выводится стереопара изображения виртуальных объектов, маркирующих посадочную глиссаду. В качестве очков смешанной реальности могут быть использованы соответствующие очки, выпускаемые промышленностью, например, SmartVision компании «Laster Technologies» (http://www.laster.fr/technologies/description/) и др. В качестве системы позиционирования, содержащей средство определения трех линейных и трех угловых координат положения воздушного судна в пространстве, можно использовать автономную систему, включающую приемник спутниковой навигационной системы (GPS или ГЛОНАСС) и гироскоп.

В силу прозрачности очков пилот сохраняет визуальный контроль над ситуацией, но одновременно видит маркеры посадочной глиссады, стереоизображения которых меняются в соответствии с движением воздушного судна, что обеспечивается посредством использования данных системы позиционирования. Выполнение полета вдоль виртуальной глиссады обеспечивает безошибочный заход на посадку при любой, даже нулевой видимости. Данные о пространственных координатах посадочной глиссады хранятся в памяти компьютера, генерирующего стереоизображения маркеров глиссады, к которому подключены очки смешанной реальности.

Использование предлагаемой системы за счет стереоскопического воспроизведения маркеров посадочной глиссады обеспечивает повышение точности и надежности выполнения маневра посадки независимо от метеоусловий и условий видимости, т.е. позволяет повысить эффективность пространственной ориентации пилотов воздушных судов при посадке.


Формула полезной модели

Система пространственной ориентации пилотов воздушных судов при посадке, включающая наголовный модуль, систему позиционирования, содержащую средство определения трех линейных и трех угловых координат положения воздушного судна в пространстве, связанный с ней компьютер и модуль памяти с координатами посадочных глиссад, отличающаяся тем, что наголовный модуль представляет собой очки смешанной реальности с призмами для вывода на прозрачные стекла очков стереопар виртуальных объектов - маркеров посадочной глиссады, система позиционирования связана с компьютером, генерирующим стереопары виртуальных объектов - маркеров посадочной глиссады для очков смешанной реальности.

ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Реферат:
Описание:

TK1K Исправление очевидных и технических ошибок в публикациях сведений о полезных моделях в официальных бюллетенях

Номер и год публикации бюллетеня: 23-2011

Код раздела бюллетеня: FG1K

Опубликовано: (73) Федеральное агентство воздушного транспорта Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный технический университет гражданской авиации (RU)

Следует читать: (73) Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (RU)

Дата публикации: 27.01.2012


PD1K Изменение наименования, фамилии, имени, отчества патентообладателя

(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (RU)

Дата публикации: 10.02.2012


PC1K Государственная регистрация договора об отчуждении исключительного права

Дата и номер государственной регистрации договора: 19.01.2012 № РД0093360

Лицо(а), передающее(ие) исключительное право:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (RU)

Приобретатель исключительного права: Открытое акционерное общество «Аэрофлот российские авиалинии» (RU)

(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество «Аэрофлот российские авиалинии» (RU)

Адрес для переписки:
ПАТЕНТЦЕНТР, а/я 47, Москва, 121059

Дата публикации: 27.02.2012